Дата публикации: 23.11.2021 12:12
Дата изменения: 23.11.2021 12:13

Внесены изменения в Закон Республики Казахстан «Об автомобильном транспорте», согласно которым с 1 января 2022 года исключается норма, предусматривающая аренду навигационных пломб за счет бюджетных средств.

Необходимо отметить, что в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об автомобильном транспорте» органы государственных доходов на границе со странами ЕАЭС навешивают навигационные пломбы на автотранспортные средства, осуществляющие международные грузоперевозки между странами ЕАЭС.

Применение навигационных пломб направлено на снижение теневого товарооборота во взаимной торговле со странами ЕАЭС, в частности на предотвращение ввоза товаров в адрес фиктивных получателей, а также лжетранзита, когда заявленный транзитом товар остается на территории Республики Казахстан без уплаты налогов.

К примеру, в 2019-2020гг. установлено 10,9 тыс. фактов ввоза товаров в адрес фиктивных получателей или каждая 6 автомашина направлялась в адрес лиц, непричастных к импорту.

Также выявлено 20,9 тыс. фактов лжетранзита, что составляет 17% от всех транзитных перемещений в рамках взаимной торговли стран ЕАЭС.

Потери бюджета Республики Казахстан по указанным нарушениям составляют порядка 21 млрд. тенге, кроме того указанные нарушения ставят в неравные конкурентные условия казахстанских производителей и бизнес в целом.

Навигационные пломбы позволяют отслеживать маршрут следования автотранспортных средств и грузов в режиме реального времени, что также позволяет оперативно реагировать при возникновении нештатных ситуаций, таких как срыв пломбы, отклонение от маршрута следования и др.

Применение навигационных пломб с сентября 2020 года,  позволило сократить ввоз товаров в адрес фиктивных получателей в 53 раза (с 10,2 тыс. фактов в 2019 году до 192 фактов в текущем году).

Доля лжетранзита со стран ЕАЭС сокращена с 28% в 2019 году до 1% в текущем году, обеспечено 4,6 млрд. тенге дополнительных поступлений в бюджет.

Вместе с тем, в 2020-2021гг. установлено 63 факта намеренного срыва и порчи навигационных пломб.

В этой связи, Комитет государственных доходов напоминает, что согласно Закону Республики Казахстан «Об автомобильном транспорте», сохранность навигационных пломб обеспечивается перевозчиками, осуществляющими международные автомобильные грузоперевозки.

Также в целях повышения ответственности участников внешнеэкономической деятельности с 1 января 2022 года навешивание навигационных пломб при международных грузоперевозках между странами ЕАЭС будет осуществляться за счет перевозчиков.

При этом, обращаем внимание, что навешивание навигационных пломб производится не на все грузовые автотранспортные средства, а только на «рисковые», определенные системой управления рисками.

Аналогичная работа проводится странами ЕАЭС на площадке Евразийской экономической комиссии, в рамках которой планируется применение навигационных пломб при перемещении товаров по всей территории ЕАЭС.

В этих целях разработан проект Соглашения о применении навигационных пломб.

Данное Соглашение направлено на отслеживание грузовых перевозок по территории ЕАЭС, что обеспечит безопасный транзит товаров на пространстве ЕАЭС, а также исключит дополнительные формы и меры контроля со стороны контролирующих органов ЕАЭС.

Все это существенно снизит затраты для бизнеса и будет способствовать снятию дополнительных административных барьеров.

В настоящее время проект Соглашения согласован всеми сторонами, в декабре текущего года ожидается его подписание Главами государств ЕАЭС.